Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

Психология подростка Печать E-mail


Здравствуйте, дорогие подписчики!

Сегодня я предлагаю вам поразмышлять на ставшую почти что модной тему - кризисов. О существовании понятий "кризис среднего возраста" и "подростковый кризис" вы наверняка наслышаны. Но кроме этих двух знаменитых "контрольно-пропускных пунктов" развития существуют и другие. В этом выпуске рассылки я коснусь тех кризисных моментов, которые могут возникать в жизни школьника.

Кажется еще не так давно ребенок был совсем малышом. И вот уже он отправляется вместе со старшими приобретать множество новых нужных для школы вещей - первая экипировка большого важного путешествия. В это время заметно, насколько более сознательным, рассудительным и самостоятельным становится ребенок. Начало обучения в школе радикально изменяет не только обстоятельства жизни ребенка, но и строй его внутреннего развития. Недаром дети ждут перехода в школу с гордостью и волнением - они делают еще один большой шаг к взрослости.

С началом школьной жизни ребенок впервые оказывается в ситуации, когда результаты его деятельности оцениваются согласно четкой объективной системе оценок. И эти оценки становятся важны и для него самого и для его родителей. В них теперь измеряется успех, его способность к целенаправленным усилиям и достижениям. Одновременно, большую значимость начинают приобретать отношения с другими детьми. Ребенок ищет свое место в коллективе, сравнивает себя с остальными, выбирает симпатии и антипатии, учится устанавливать отношения. Поэтому недаром семилетний возраст считается кризисным. Мир вокруг меняется и требует от ребенка недюжинных способностей к адаптации. И тут возникает множество вопросов: как сформировать у ребенка интерес к учебе? Как помочь ему привыкнуть к новым правилам общения? Что делать, если обижают ребята? Как реагировать на первые проявления интереса к сексуальной стороне жизни? И много других вопросов может возникнуть у родителей школьника.

«Чтоб ты жил во времена перемен», - гласит расхожая поговорка, выражая естественное человеческое желание избегать чрезмерной нестабильности, изменчивости и неясности. Однако только так и назовешь два возрастных периода в жизни ребенка, а заодно и всей семьи - кризис семи лет и подростковый кризис.

Сначала, пара слов о пользе кризиса. Не стоит рассматривать возникающие трудности как что-то исключительно негативное. Без них не смог бы каждый из нас сформироваться как взрослый человек, способный жить как в согласии с собой, так и адаптироваться в обществе, работать, добиваться успеха, дружить, выражать свое мнение, стремиться вперед. Из кризиса человек всегда выходит не с пустыми руками, а с новыми способностями и навыками.

Теперь поговорим подробнее и о трудностях.

С чем часто приходят родители на консультации? Не хочет учиться! Не ладит со сверстниками! Не умеет постоять за себя. Боится проявлять свои способности. Испытывает беспочвенные страхи. Совсем от рук отбился! И так далее и так далее.

Следующее испытание в жизни ребенка и его родителей начинается с наступлением подросткового возраста. Казалось бы, подросток борется за независимость, ищет собственное «я», начинает рефлексировать, стремится избегать контроля и протестовать против давления. Однако никто не нуждается в здоровой привязанности так, как подросток. Этот период в жизни ребенка можно сравнить с штормом, и физиологическим и психологическим. А в шторм проверяется, насколько прочна обшивка семейного корабля, крепки снасти, сплочена команда. В исследовании себя и окружающего мира подросток уходит от родителей, но хочет знать, что ему есть куда вернуться. А перед родителями встает своя, очень важная задача - принимать растущую отдельность своего ребенка, адаптироваться к происходящим с ним изменениям, сохраняя надежную привязанность и заботу о нем. Беспокоиться, но не быть навязчивыми, проявлять авторитет, но выражать уважение, оказывать поддержку, но не «лезть в душу». Найти этот тонкий баланс бывает очень непросто.

Кроме того, в периоды перемен и кризисов особенно остро обнажаются все прочие, не связанные с ними сложности. Заостряются особенности характера, дают о себе знать упущения или негативный опыт предыдущих этапов психологического развития. Подросток, с его особенной эмоциональной открытостью и импульсивностью, как лакмусовая бумажка выявляет существующие напряжения внутри семьи.

И вот уже звучат обеспокоенные голоса родителей: «не ладит со сверстниками!» «не хочет учиться!» «хамит» «ничего не рассказывает» и т.д. и т.д.

Что стоит за этими внешними проявлениями? Какие внутренние причины вызывают их? В каждом конкретном случае можно найти индивидуальные, порой неожиданные истоки.


Остается добавить, что помимо возрастных кризисов немалую роль в жизни ребенка могут играть внештатные ситуации, такие как: развод или серьезный конфликт родителей, смерть кого-то из близких, болезнь, переезд, перемена школы. Помощь специалиста будет полезна ребенку для того, чтобы справиться со своими переживаниями и найти в себе новые силы.

 

С уважением, Дмитриевская Мария

 

 
« Пред.   След. »