Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

Картина мира у ребенка: освоение пространства дома. Печать E-mail

Давайте сегодня продолжим говорить о формировании картины мира у маленького ребенка.

Я бы хотела поподробнее остановиться в этом выпуске на том, как ребенок осваивает домашнее пространство. А так же, какое значение оно имеет в жизни ребенка, а затем, и в жизни взрослого.

 

Понятие «дом» для человека имеет много смыслов:

- это убежище, кров, защита от непогоды и напастей внешнего мира:

« мой дом - моя крепость»

- это место жительства

- это символ жизни семьи, теплого домашнего очага

- это воплощение идеи интимного, личностного пространства - вернуться домой - это вернуться к себе: «Я у себя, заходи, посидим!»

Дом всегда остается местом, где находится человек, центром его пространственного бытия.

Для ребенка «быть существующим» - значит занимать определенное место в этом мире.

Как развивается представление о своем месте у ребенка?

Когда ребенок совсем маленький, он живет по принципу: «что упало, то пропало», т.е. то, что исчезло из его поля зрения, того больше не существует.

Для младшего дошкольника, если есть место (специально оставлено, как-то обозначено), а предмет временно отсутствует, он все-таки существует.

Если же это место занято другим, то предмет начинает существовать «в-место» отсутствующего, вытесняя его из жизни, лишая возможности быть.

Поэтому забота о собственном месте в доме, тревога и раздражение, которые возникают у ребенка, когда он видит, что кто-то хочет занять его место - это и есть попытка утвердить факт своего присутствия в текущей жизни.

Иногда взрослые, играя, нарочно дразнят и пугают ребенка тем, что сядут на его стульчик или лягут в его кроватку. В таких случаях дети реагируют очень эмоционально: пугаются, обижаются, злятся. Ребенок четко понимает: взрослый претендует на его законное место в домашнем мире и пытается выпихнуть ребенка неизвестно куда, в небытие.

Таким образом, мы видим, что ребенок постоянно нуждается во внешних подтверждениях факта своего существования. Например, дети любят играть посреди комнаты, у всех на виду, им как будто надо, чтобы все на них натыкались. И так подтверждали факт их существования J

Дети долго не могут научиться, по этой же причине, игре в прятки. Дело не в том, что они не могут понять сути игры, а в том, что такая ситуация для них непереносима. Им кажется, что если они стали для других не видны, то перестали для них существовать.

Итак, дом становится для ребенка первым социальным пространством, где отношения членов семьи друг с другом символически закреплены в предметной среде. Есть папины, мамины вещи, вещи ребенка, места, которые отражают личностное пространство каждого из членов семьи.

Для понимания ребенком социального пространства семьи очень важным событием являются совместные семейные трапезы.

Пространство накрытого стола отражает отношения всех членов семьи: здесь у каждого есть свое место и личностное пространство, выделенное для каждого участника трапезы.

Также, если присмотреться, то за столом возникает множество ситуаций, формирующих у ребенка определенный тип межличностных отношений.

Вот только один пример: ребенок не любит плавающую в супе морковь, один кладет ее на край собственной тарелки, а другой сплавляет на тарелку к маме, которая доедает, чтобы «продукт не пропадал». Таким образом, мама укрепляет в ребенке уверенность в том, что если ему что-то не нравится, это можно спихнуть в жизненное пространство другого человека, переложив на него ответственность за неприятное.

Мир дома замкнут и устойчив. Это защищенное пространство, в котором можно чувствовать себя в безопасности.

«Это, своего рода, первичный культурный космос, с которым ребенок знакомится и впитывает в себя его уклад, а принципы его устройства делает своими. Они остаются для него координатами, в системе которых ребенок склонен мыслить и действовать. Становясь старше, сталкиваясь с многообразием событий внешнего мира, а также внутреннего мира своей души, ребенок часто пытается упорядочивать их в соответствии с теми принципами миропонимания, которые он усвоил дома».

При этом никогда не ясно, что именно окажется для ребенка в доме наиболее значительным, останется в памяти и повлияет на его дальнейшую жизнь.

Это может быть и этаж, на котором живет ребенок, открытость дома в общении с внешним миром и многое другое.

Но, несомненно, на первое место выходит домашний уклад. Именно он помогает ребенку научиться организовывать пространство вокруг себя и свое время. В хорошей семье ребенок получает это через устойчивость режима дня, стабильность отношений между домашними, непротиворечивость обращенных к нему требований, ритуальность некоторых сторон домашней жизни (чтение сказки на ночь).

Для ребенка, особенно маленького, жизненно важно чувствовать прочность домашнего мира. Родной дом должен быть для человека тем, что дает внутреннюю опору личности, являться источником его уверенности в себе и душевной силы.

Вот и все, о чем я хотела сегодня поговорить с Вами при помощи книги М. В. Осориной «Секретный мир детей».

 

С уважением, Баутина Екатерина.

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »