Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

Что такое страх, его функции, время появления детских страхов. Печать E-mail

Страх относят к основным эмоциям человека.

Страх - эмоционально заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека.
(Психологический словарь)

Не смотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет важные функции в психической жизни человека.

- защитную:
как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней

- обучающая функция:
познание окружающей среды и более критичное отношение к ней

Вот еще одно определение, данное страху А. И. Захаровым в своей книге «Неврозы у детей и подростков»:

«...страх - способ отграничения «я» от чужеродного, неприемлемого влияния извне...»

В этом определении отражен весь позитив этой эмоции: страх - это страж, граница, позволяющая сберечь нашу личность.

Очень интересным фактом является и то, что

«...возрастные страхи, т.е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека.
В начале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (7 месяцев), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (8 месяцев).
Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных.
Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости.
Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы» (по книге А.И. Захарова «Неврозы у детей и подростков»).


Ну а если говорить применительно к раннему возрасту (дети от 0 до 3 лет), то основной проблемой, преграждающей путь к преодолению детских страхов, является склонность родителей к защите своего ребенка.

Но ведь вы не можете оградить ребенка от всех страхов. Да этого и не надо делать.

Повторюсь, что страх - своеобразная граница, нужно помочь ребенку осознать ее и научиться новому, преодолевая свой страх.

Например, страх перед собаками может научить малыша более осторожному, уважительному и адекватному отношению к другим животным.

Можно повторять ребенку, когда он испуган пробегающей мимо дворовой собакой:
«Ты не трогаешь собаку, она тоже не будет трогать тебя».
И через некоторое время ребенок начинает более спокойно относится к этой ситуации, сам проговаривая эти слова, делая их своим внутренним содержанием и не испытывая того страха, который был вначале.


Вы, как родитель, можете и должны наблюдать за страхами ребенка с отстраненной и практической точки зрения, чтобы помочь ему как можно конструктивнее преодолеть более серьезные страхи.


Если страх перед чем-либо, не очень беспокоящий ребенка, длится не более 3-4 недель, нет нужды беспокоиться об общем эмоциональном состоянии ребенка.

Однако, если какой-то страх владеет ребенком больше месяца или мешает ему вести нормальную жизнь, нужно задуматься о помощи.

Также будет уместна консультация специалиста о том, не является ли чувство страха причиной таких физических симптомов у ребенка, как быстрое сердцебиение, головокружение, головная боль.

Дети обычно испытывают различные типы страхов на разных этапах своего физического, ментального и эмоционального развития.

Вот классификация доминирующих страхов, данная в Филадельфийском центре развития ребенка:

От рождения до 6 месяцев

• Любой громкий и неожиданный звук или шум
• Любое быстрое движение со стороны другого человека
• Падение, в том числе из рук взрослого
• Общая потеря поддержки

7 месяцев - 1 год

• Определенные громкие звуки (например, шум трактора)
• Любые незнакомые люди
• Раздевание, переодевание и смена обстановки
• Отверстие стока в ванной или бассейне, где ребенка купают
• высота
• беспомощность перед неожиданной ситуацией

от 1 до 2 лет

• определенные громкие звуки
• разлука с родителем
• любые незнакомые люди
• отверстие стока в ванной или бассейне, где ребенка купают
• засыпание и сон (выключение сознания и ночные кошмары)
• травма
• потеря контроля над физическими и эмоциональными функциями

2 - 2 с половиной года

• определенные громкие звуки
• разлука или отвержение со стороны родителя
• незнакомые ровесники
• уборные (особенно издающие шум)
• ночные кошмары
• изменения в окружающей обстановке (например, перестановка мебели, переезд)
• плохая погода, особенно гром и молнии

от 2 до 3 лет

• большие, непонятные и угрожающие на вид объекты
• незнакомые сверсники
• неожиданные события, изменение установившегося порядка жизни
• исчезновение или передвижение внешних объектов


Для сравнения хотела бы привести еще результаты исследования детских страхов ведущим специалистом в области детских и подростковых неврозов А.И. Захаровым.

Страхи до года

Собственно о страхе, по мнению автора, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 месячного возраста ребенка.

До этого известны реакции беспокойства на:
- громкий звук
- резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры)

Особо выделяет автор связь матери и малыша.

«После 6 месяцев ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства».

Таким образом, ребенок через призму материнского отношения воспринимает и реагирует на опасность.

В 7 месяцев ребенок беспокоится в ответ на уход матери. Это воспринимается как прерывание контакта, отсутствие поддержки и порождает чувство одиночества.

В 8 месяцев малыш боится незнакомых взрослых - как проявление неприятия отличных от матери взрослых (в дальнейшем этот страх преобразуется в боязнь сказочных чудовищ вроде Бабы Яги, Кощея, Бармалея и т. д.).

От года до 3 лет

Страх врачей, уколов и боли.

Страх неожиданных и громких звуков

Страх одиночества

В 2 года страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время как у девочек он сохраняется на прежнем уровне.

Страх наказания со стороны родителей.
Он обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых.

Получает развитие страх животных.
Максимальным угрожающим значением в этом возрасте обладает сказочный образ Волка.
В образе Волка находят воплощение разнообразные страхи: внезапного и трудно предсказуемого воздействия (нападения), боли (укуса острыми зубами) и даже в аллегорическом смысле страх наказания со стороны отца, если он излишне строгий и часто угрожает применением физической силы.

К 3 годам добавляются страхи:
- темноты
- замкнутого пространства
- сказочных персонажей


Возникновение страхов неизбежно, они помогают малышу лучше понять мир, увидеть границу реальной опасности, преодолеть себя и вырасти уверенным и достойным человеком.

Задача родителей - поддержать ребенка, а не постараться устранить все возможные препятствия на его пути.

 

Баутина Екатерина.

 

 
« Пред.