Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

Молодежный сленг. В чем прикол? Печать E-mail

Какие первые ассоциации вызываету вас слово «сленг»? Возможно - огрубленная, непонятная, примитивная речь,которую принято противопоставлять речи культурной, развернутой, богатой. Все мыпомним как герой Евгения Леонова из фильма «Джентльмены удачи» самоотверженно отучалсвоих подопечных «ботать по фене». Однако свой сленг есть и у вполнеадаптированных к жизни людей.

Каждый человек владеет присущимего области профессиональным сленгом. Часто между членами семьи или в тесномдружеском кругу вырабатываются элементы сленга. Люди, связанные однимитерриториальными, житейскими обстоятельствами невольно находят удобныесловесные обозначения для постоянных явлений, объектов их жизни. Для окружающихже такой  язык «внутреннего пользования»может казаться непривычным, непонятным и раздражающим. Чем более маргинальна,изолирована группа, тем больше обычная речь заменяется сленговой.

На этом лоскутном одеяле языкаособенно броско выделяется молодежный сленг. 

Для молодежного жаргонахарактерно постоянное обновление. По мнению профессора психологии Туринскогоуниверситета Джани Галлино, сленг изменяется приблизительно каждые пять лет: «увсех поколений подростков существует независимый жаргон, отличающийся отлексикона взрослых. Но эти слова подростки используют лишь непродолжительноевремя. Так что поводов для беспокойства с этой точки зрения у родителей быть недолжно».

Например, после гражданскойвойны, во времена разрухи беспризорности, самыми распространенными жаргонизмамибыли "буза" (шум, скандал, беспорядок) и "лафа" (свободно ихорошо). В 60–70-е гг. XX века появились такие слова, как "балдеть", "кадрить","потрясно". Сейчас эти слова уже старомодны.

Бум популярности сленга взападном обществе начался в 70-80е годы с движением хиппи. В нашу культуру вэто время пришло много заимствованных из английского слов («пипл», «герла», «хайр»и т.д.) Сленг хиппи, бунтовавших против подавления индивидуальности человека иунифицированной общественной жизни, быстро стал живой частью языка.

В последние годы, сказав всем «превед»,к сленгу присоединился компьютерный язык.

Так в чем «прикол» и каковыпсихологические функции сленга в жизни подростка? Сленг по своей сути рождаетсяиз устремлений и ценностей подросткового возраста.  Особый язык поддерживает ощущение общности,сплоченности и взаимопонимания внутри группы. Благодаря ему человек остреечувствует свою принадлежность определенному уникальному кругу людей, слою культуры,то есть свою идентичность. По стилю речи мы различаем «своих» и «чужих», даемзнать «своим» о том, что мы с ними.

Еще одна причина возникновениясленга – стремление внести игровой элемент в скучную подчас действительность.Создавая свой «особый» язык, человек продолжает играть, немного нарушатьправила, немного творить, немного оригинальничать. Вспомним вполне уважаемое поэтическоедвижение футуристов в начале 20 века, создававшее особый язык и новые слова.  

Кроме этого сленг придает речиболее интенсивную эмоциональную окраску, большую экпрессивность. Эмоциональнаяжизнь подростка очень интенсивна, все события переживаются остро и подчаспреувеличенно. Сленговые выражения, лаконичные и звучные, становятся удобнымиярлычками-обозначениями для эмоциональных состояний. С их помощью подросткиделают свою душевную жизнь более понятной для себя самих. Для подростков,переживающих гормональную  ипсихологическую перестройку, но еще плохо ориентирующихся в своих эмоциональныхбурях, такой способ выразить, «упаковать» эмоции очень удобен.

Психологи подчеркивают рольсленга и в качестве защитного механизма. Согласно современным исследованиям, сленг,как и юмор, защищает нас от психических перегрузок. Характерный пример –влияние терактов 11 сентября на язык американских школьников. В нью-йоркскихшколах суровых учителей называют теперь “террористами”, а меры по наведениюдисциплины – “настоящим джихадом”. Если вам сказали, что на вас “паранджа”,значит, вы просто немодно одеты. Если заподозрили, что вы из “Талибана” или“подхватили сибирскую язву”, вас считают идиотом. А на “Осама твою маму стоитсерьезно оскорбиться. И это не черствость и непонимание трагичности событий,напротив. С помощью языка подростки снижают значимость слишком пугающих ихсобытий, справляются со сложными чувствами бессилия перед угрозой истраха.  

 

Таким образом, сленг отражает двеглавные задачи подросткового возраста: поиск себя, своей идентичности ипутешествие из детства в юность по бурным эмоциональным рекам.

Вполне естественно беспокойствородителей, слушающих, например, телефонный разговор своего чада содноклассником («фильтруй базар, шнурки в стакане», значит «выбирай выражения,родители дома»): не останется ли ребенок этакой Эллочкой Людоедкой?

Но по мере взросления, когдачеловек укореняется в обычной социальной жизни, обзаводится широкимипрофессиональными и личными связями и сферами ответственности молодежный сленгпостепенно уходит из речи или остается в ней лишь небольшими колоритнымивкраплениями. Так что, понимая беспокойство родителей и педагогов, посоветуем всеже «предкам не париться». 

Лучше будет не искоренять сленг, а признавая его право на существование, одновременно стимулировать развитиелитературной речи. Это можно делать, договорившись с подростком о том, как онговорит в общении с конкретно вами, обсуждать с ним интересные вам обоим книгии фильмы, расширять круг тем, на которые вы общаетесь друг с другом.

с уважением, Дмитриевская Мария


 
« Пред.   След. »