Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

Конгруэнтность Печать E-mail

Конгруэнтность (лат. congruens - соответствующий, совпадающий) - в теории клиент-центрированной терапии - это способность осознавать собственные внутренние переживания и согласовывать с ними свое поведение. (Клинический словарь под ред. Твороговой)

Конгруэнтность (от англ. congruence) - подлинность, открытость, честность; одно из трех "необходимых и достаточных условий" эффективного психотерапевтического контакта и отношения (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках человеко-центрированного подхода (person-centered approach). Термин "конгруэнтность" введен в психологию К.Роджерсом для описания: а/ соответствия "идеального я", "я" и "опыта" в жизни человека; б/ динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки, переживания и т.п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае конгруэнтности (и в отличие от эмпатии) речь идет о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям.

Конгруэнтное поведение, выражающее внутренние состояния и стремления, несет с собой переживания целостности, достоинства, прилива энергии и комфорта. Это заметно со стороны по невербальным проявлениям: согласованности слов, действий и мимики, жестов, интонаций, тембра голоса, гармоничности движений и их адекватности ситуации. Часто степень конгруэнтности партнера по общению оценивается интуитивно и неосознанно.


А вот что пишет Стив Андреас в своей статье "Конгруэнтность" :

"Конгруэнтность - это название для состояния, в котором все внутри вас находится в согласии между собой. Куда бы ни было направлено ваше внимание, оно ничем не отвлекается. Любуетесь ли вы закатом солнца или меняете стертые покрышки, ничто в вас не отвлекается от этого занятия. Ничто внутри не говорит: «Но тебе уже пора готовить обед» или «Мне следовало бы сначала проветрить помещение». Никакая часть внутри не строит образы о том, как можно было бы усилить впечатление от заката, если добавить оранжевого цвета, и не фантазирует о каких-нибудь небывалых покрышках. И ни одна ваша внутренняя часть не желает, чтобы вы сменили позу, потому что затекла спина.

Если вы еще раз посмотрите на это описание, то заметите, что конгруэнтность характеризуется отсутствием «модальных операторов». Никакие «должен», «необходимо», «хочу», «могу» не вмешиваются в то, чем вы заняты в данный момент. Если это описать по-другому, то можно сказать, что модальные операторы слились вместе, сосредоточившись в настоящем моменте и исключив все, что к нему не относится. Если вы любуетесь солнечным закатом и занимаетесь сменой покрышек именно так, как было описано, то вы можете, хотите, должны и решили делать только ЭТО, и ничего больше.

Конгруэнтность - это восхитительное состояние, потому что в нем отсутствует конфликт между альтернативными желаниями и возможностями, не нужно принимать никаких решений, рассматривать какие-то альтернативы и делать что-то дополнительное. Многие описывают конгруэнтное состояние мистическими словами «я един со всей Вселенной» и тратят уйму времени и сил на достижение этого очаровательного состояния конгруэнтности, потому что оно такое приятное и комфортное.

Но жизнь постоянно ставит нас перед альтернативами, и мы вынуждены выбирать. «Какая из них мне понравится больше?» Наши собственные многочисленные потребности и желания создают дополнительные возможности для проявления неконгруэнтности. «Следует ли мне поесть или позвонить, или же продолжить чтение этой статьи?»

Особенную потребность в конгруэнтности испытывают те люди, которые находятся в состоянии постоянной внутренней борьбы - борьбы с самим собой, со своими внутренними частями за те возможности, которые они считают достаточно важными. Одна часть человека хотела бы купить шоколадку, наркотик, какие-то вещи или поговорить с кем-то, в то время как другая часть осознает нежелательность будущих последствий этих действий или считает, что есть другая возможность, которая сулит больше удовольствия.

Люди начинают стремиться к конгруэнтности, когда неконгруэнтность овладевает ими полностью и надолго. В подобной ситуации ценность конгруэнтности становится очевидной, и в НЛП разработан ряд эффективных методов, которые помогают людям находить приемлемое разрешение для внутренних конфликтов.

Но порой стремление к конгруэнтности заходит слишком далеко и превращается в своего рода «чашу Грааля», не только недосягаемую, но и совершенно нежелательную, оккупируя практически все внимание человека. Что было бы, если бы человек был всегда абсолютно конгруэнтным?

Всякий раз, когда мы переключаемся с одного вида деятельности на другой, неизбежно возникает момент, когда мы рассматриваем одновременно и то, чем заняты в настоящий момент, и то, чем собираемся заняться. В состоянии абсолютной конгруэнтности это было бы невозможно. В примере с закатом солнца абсолютно конгруэнтный человек был бы полностью поглощен изменениями, происходящими вокруг него, и находился бы в состоянии созерцания до тех пор, пока не наступила бы кромешная темнота.

Выбор альтернативы - как среди внутренних желаний, так и среди внешних возможностей - также всегда включает в себя сравнение двух представлений с целью определения того из них, которое подойдет больше, и такое сравнение требует того, чтобы человек стал неконгруэнтным хотя бы на некоторое время. Будучи абсолютно конгруэнтными, мы никогда не сможем сделать новый выбор, научиться чему-то новому, посмотреть в будущее или перенестись мысленно в прошлое, удивиться новой мысли или посмотреть на мир глазами другого человека. В реальном мире результатами абсолютной конгруэнтности могут стать застой, несчастье и полная зависимость от внешних обстоятельств.

И действительно, комфортность и простота состояния конгруэнтности оказывается настолько важным для нас, что мы готовы отказаться от альтернатив, от принятия решений, от рассмотрения новых идей, от учета неожиданных внутренних потребностей и т.п., лишь бы достичь конгруэнтности. Такое решение может быть лишь временным, потому что меняющийся мир неизбежно вынудит нас его нарушить. Мы можем относиться к этим внешним вмешательствам, как к чему-то инородному и опасному, и тратить огромное количество времени и сил, пытаясь обойти и исключить любую ситуацию, которая выходит за рамки нашего небольшого и жестко конгруэнтного мира.

Но настоящее удовлетворение приносит динамическое равновесие между конгруэнтностью и неконгруэнтностью и полное признание важности и ценности обоих состояний. Конгруэнтность позволяет нам на некоторое время полностью погрузиться в то или иное переживание либо для того, чтобы оценить его по заслугам и научиться чему-то новому, либо для того, чтобы завершить какое-то дело. Неконгруэнтность же позволяет нам рассмотреть бесконечное количество возможностей и последствий, которые непрерывно предоставляет нам жизнь. Чтобы поддерживать этот баланс, нам необходимо хорошенько понять и оценить обе составляющие этого равновесия, научиться замечать признаки дисбаланса и в случае его обнаружения уметь восстанавливать наше равновесие.

*Впервые опубликовано в Changes newsletter, май 2000 г."

©2000-04 Стив Андреас Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
©2004 перевод Александра Бродского" Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
13.06.2006
www.humans.ru


 
« Пред.   След. »