Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Печать E-mail

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ - это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью протекает по-разному у различных больных, но всегда состоит из невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Невнимательность. Невнимательным людям очень тяжело сосредоточиться на одном предмете. Им становится скучно, если они выполняют какое-нибудь задание в течение даже нескольких минут. Трудно сознательно, намеренно сконцентрироваться. Им бывает сложно собраться и выполнить рутинную работу. В глаза бросается неугомонность этих детей. Они откладывают дела напоследок, не выполняют свои обязанности, не в состоянии сидеть, когда пришли гости, начинают много дел сразу и ни одного не заканчивают.
Гиперактивность. Гиперактивные люди всегда в движении. Они не могут сидеть спокойно, снуют, суетятся или беспрестанно о чем-то говорят. Дети, страдающие СДВГ, не могут сидеть спокойно в классе. Иногда они слоняются по классу или ерзают за партой, нервно качают ногой, за все хватаются, стучат карандашом по столу. При этом они могут сильно волноваться.
Импульсивность. Кажется, что эти люди неспособны подумать прежде, чем что-то сделать. В результате они отвечают на вопрос первое, что придет в голову, позволяют себе неуместные замечании или выбегают на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью сочетает несколько симптомов, его диагностика иногда вызывает трудности. Многие проявления, подобные СДВГ, на самом деле являются просто этапами развития ребенка; в одном возрасте это нормально, в другом - нет; более того, то, что нормально для одного ребенка, неприемлемо для другого его сверстника.


Симптоматика СДВГ почти всегда появляется до 7 лет, обычно в 4-5 лет. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз СДВГ при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок, так как особенности поведения ребенка могут оказаться реакцией на кризисную ситуацию в семье, на ссору или развод родителей, плохое отношение к ребенку, педагогическую запущенность, иногда гиперопеку. Причиной также может быть конфликт между ребенком и учителем, ребенком и родителями.

Таким образом, диагноз лучше всего ставить в возрасте дошкольном - младшем школьном: от 4 до 10.
Хотя по материалам сайта: http://adalin.mospsy.ru
существуют проявления и в подростковом, и взрослом возрасте.


Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП - минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД - минимальные мозговые дисфункции. С 1980 года название синдрома основывается на DSM - международной психиатрической классификации.

По DSM IV выделяют три типа СДВГ:

1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
2. Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
3. Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.


Теперь практические рекоммендации родителям (по материалам сайта: http://adhd-kids.narod.ru/)

- В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требущих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества - вознаграждать.

- Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" - лучше попробуйте переключить его внимание.

- Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

- Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

- Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций - он вас просто не выслушает до конца.

- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

- Поддерживайте дома четкий распорядок дня.

- Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.

- Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

- Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

- Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность - направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям).

- Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.

- Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.

- Работайте в постоянном контакте с педагогом.

- Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.

- Прочтите всё, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребёнка.

 

 
« Пред.   След. »