Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

Анима и анимус Печать E-mail

Карл Густав Юнг считал, что повседневный опыт дает нам основания говорить о существовании внешней личности и внутренней личности.

«Внутренняя личность есть тот вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, который присущ данному человеку; это есть та внутренняя установка, тот характер, которым он обращен к бессознательному». (К.Г. Юнг "Психологические типы")

Внешний характер Юнг назвал персоной, внутреннее лицо он обозначил словом анима, или душа. Персона и анима в общем и целом дополняют друг друга. Душа обычно содержит все те свойства, которых лишена сознательная установка.

Если персона интеллектуальна, то анима сентиментальна. Чем мужественнее внешний характер мужчины, тем больше из него вытравлены все женственные черты; поэтому они в полной мере проявляются в его душе. Именно этим Юнг объясняет, почему очень мужественные мужчины к побуждениям бессознательного относятся по-женски податливо. И наоборот, самые женственные женщины во внутренних вопросах бывают неисправимы и упрямы настолько, насколько это свойственно внешнему характеру мужчин. Т.е. эти мужские черты, будучи исключены из внешней установки женщины, стали свойствами ее души.

 

«Поэтому если мы говорим у мужчины об аниме, то у женщины мы по справедливости должны были бы говорить об анимусе, чтобы дать женской душе верное имя». (К.Г. Юнг "Психологические типы")

 

Общепринято представление о логике мужчин и чувственности женщин. Но получается, что в душе все происходит наоборот: мужчина чувствует, женщина рассуждает. И в то время как женщина еще способна надеяться и утешаться, мужчина впадает в отчаяние. Женщина скорее станет жертвой внешних социальных условий, мужчина же легко поддается импульсам бессознательного.

Кроме этого, черты анимы и анимуса обусловлены жизненным опытом личности с представителями противоположного пола, а также коллективным образом женщины в психике отдельного мужчины и коллективным образом мужчины у женщины.

Эмма Юнг в своей статье "О природе анимуса" указывает на отличие функции анимуса от функций анимы:

« Мы часто говорим, что анима и анимус являются посредниками между бессознательными содержаниями и сознанием, имея в виду, что они выполняют одну и ту же функцию. В общем, это верно, но мне кажется важным отметить разницу в их ролях. Актуализация бессознательных содержаний в смысле выведения их на поверхность является специфической ролью анимы. Это помогает мужчине воспринимать вещи, в противном случае неясные. Необходимым условием для этого является ослабление сознания; т.е. установление более фемининного сознания, менее резкого и ясного, чем мужское, но способного воспринимать вещи шире. Женский талант видения, женская интуиция признавались всегда. Это видение, восприимчивость к сокрытому, становится возможным для мужчин через аниму.
В отношении анимуса акцент лежит не на простом восприятии - которое, как было сказано, всегда было женским даром, - а на природе логоса, на знании, особенно на понимании. Функция анимуса - придавать смысл, а не формировать образ».

 
След. »