Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

Ребенок на приеме у психолога. Печать E-mail

Детская игровая психотерапия


Взрослый человек, испытывая сложности и тяжелые чувства, может поделиться ими с друзьями, близкими, психологом. Ребенку это сделать трудно. Он еще не может сформулировать: «я грущу и сержусь, потому что ощущаю, что обо мне забыли, к тому же у меня не ладятся отношения с ребятами во дворе, и я чувствую себя растерянным от этого». Но у детей есть огромный ресурс, который позволяет им справляться с трудностями и негативными переживаниями - это игра. Игра - естественная и увлекательная деятельность для ребенка. В игрушечных декорациях, сказочных игровых сюжетах разворачивается сложный внутренний мир ребенка, история его развития.


Игра выполняет в жизни ребенка массу полезных функций:


1. Моторные. Начиная с младенчества, игра способствует координации движений рук, тела и глаз, предоставляет ребенку кинестетическую стимуляцию и возможность затрачивать энергию и расслабляться.
2. Умственные. Игра способствует развитию способности овладения ситуациями, исследованию окружающей среды, постижению устройства и возможностей тела, ума и мира. В этом смысле игра стимулирует когнитивное развитие.
3. Межличностные. Игра помогает ребенку, взрослея, психологически отделяться от матери. Игры типа "ку-ку, где я?" или прятки-догонялки - имитации временной разлуки в комфортной ситуации, как бы подготавливающие ребенка к возможности и поправимости настоящих временных расставаний с матерью или другим близким человеком. В дальнейшем игра становится полигоном для общения со сверстниками и овладения социальными навыками: как играть вместе, кто задает правила и направляет игру, как делиться игрушками, как защищать свое пространство и т.д.
4. Культурные. В каждом обществе, на каждом историческом этапе существуют как игры, дающие детям возможность примерять желанные взрослые роли, постепенно расширяя их репертуар, так и игры, которые уменьшают страх смерти. В такого рода играх дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе с этими ролями.


В психотерапевтической практике игре отводится особая роль. Еще в начале 20 века психоаналитики начали использовать игру в психоаналитическом лечении маленьких пациентов. Впервые игра стала включаться в психотерапевтическую работу с детьми Хуг-Гельмут в 1919 г. Позже А. Фрейдом и М. Кляйн были даны описания систематического использования игры как инструмента психотерапии детей. При этом игра была средством адаптации целей и техник психоанализа к работе с детьми и способом установления контакта с ребенком,  вовлечения его в работу.
В дальнейшем игровая терапия развивалась в гуманистическом подходе, где делался акцент на создании безопасной поддерживающей среды для маленького клиента. Получая от терапевта принятие и поддержку, ребенок через игру может находить свои способы изменения и развития.

Выбирая игрушечных персонажей и проживая игровые сюжеты совместно с психологом, ребенок получает возможность:
- выразить свои переживания и чувства, даже скрытые (агрессию, страх, обиду и т.п.);
-смоделировать и обогатить свои представления о реальности, себе и взаимоотношениях;
- приобрести опыт разрешения своих внутренних конфликтов и проблем;
- оказаться в безопасной, хотя и насыщенной подлинными чувствами атмосфере, позволяющей ему по-настоящему принять ответственность за свои поступки и найти альтернативы привычным способам действия.


Игра используется и как средство построения теплых дружественных отношений с терапевтом, и как источник информации, и как инструмент развития.


Итак, чего же ожидать родителям, решившим обратиться за помощью для ребенка к психологу?

Приведя своего ребенка на прием, вы  окажетесь в уютной игровой комнате, оборудованной разнообразными игрушками, песочницей, столиком для рисования и лепки. Ребенку будет предложено самостоятельно выбирать интересные ему объекты и сюжеты, проигрывая их вместе с психологом. При этом психолог может помогать ребенку выражать свои чувства, создавать и трансформировать образы, предлагать ему повороты событий или способы действия, вносить свои интерпретации происходящего в игре.
Обычно, также как и в терапии со взрослыми, встречи проводятся один раз в неделю. При этом через каждые 3-4 встречи ход работы обсуждается психологом с родителями. Длительность работы зависит от возраста ребенка, характера запроса, глубины проблем и может быть от 5-6 встреч до 7-8 месяцев.
Игровая терапия действенна при самых разных характерных детских сложностях: страхах, тревожности, проблемах в общении и поведении, застенчивости, агрессивности, сложностях с самооценкой и других.
В заключение хочется порекомендовать родителям и самим больше играть вместе со своими детьми. Играть, не оценивая, а помогая ребенку раскрывать разные грани себя. Такое общение будет для ребенка ценным и развивающим опытом.

                                                                            Дмитриевская Мария
 
 
« Пред.   След. »