Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

Эрос и Танатос Печать E-mail

В психоаналитической концепции это базовые влечения. Через понятие «влечение» («толчок», «неодолимая движущая сила», английский эквивалент - DRIVE) раскрывается динамический аспект теории З. Фрейда.
В поздних работах, написанных в 1920-х гг., Фрейд вынужден принять идею парности базовых влечений, так что влечению к жизни (Эросу) он противопоставил влечение к смерти (Танатосу).
Однако в своей ранней теории сексуальности Фрейд рассматривал сексуальное влечение в качестве единственной мотивирующей силы развития и одновременно источника внутренних невротических конфликтов. Имелись в виду, во-первых, естественно возникающая в организме динамика напряжения-разрядки, а во-вторых, ис¬точник, объект и цель влечения. На основании гомеостатической модели функционирования психики как организма предполагалось, что скапливаемое изнутри напряжение, исходящее из внутренних соматических источников, стремится к разрядке, становясь, таким образом, пружиной функционирования психического аппарата (Соколова Е.Т., 2002).
Таким образом, источником влечения являются телесные, соматические процессы, состояния телесного возбуждения; целью - устранение возбуждения. Отличаясь настойчивостью и напором, влечения, стремясь к раз¬рядке в качестве своей цели, нуждаются также для своего удовлетворения в объекте, хотя, вообще говоря, цель влечения может быть достигнута и в собственном теле, но, как правило, она все же обращается на внешний объект.
Благодаря Эросу и Танатосу человеческое существо постоянно ищет непосредственного удовлетворения сексуальных и агрессивных импульсов, между тем как социальные за¬преты (и Сверх-Я как их интрапсихическое представительство) накладывают на подобный способ инстинктивной разрядки суровые ограничения, что ведет к развитию невротического конфликта и его компенсации посредством защитных механизмов или возникнове¬нию невротических симптомов (Соколова Е.Т., 2002).
Личность, по 3. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Динамика личности определяется действием этих инстинктов.

 
« Пред.