Психологическая консультация

Психологическая помощь в Москве и on-line

Image

Inhalt

"Линия жизни" в контексте профессионального самоопределения Печать E-mail

В первой части статьи я писала об актуальности профессионального самоопределения для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком: Самоопределение из декретного отпуска или Глубинная профориентация.

 

 Эта статья является продолжением и практическим руководством для самостоятельной работы над собой.

 

Хочу заметить, что полезной она может быть не только для женщин в декретном отпуске, но и для любого человека, который находится в профессиональном кризисе.

 Тема - Ревизия личного опыта и работа с семейной историей

Ревизию мы начинаем не с чего-нибудь, а с самого рождения. Ну мало ли что бывает? Возвращаясь хотя бы к тем же наследуемым профессиям - порой родители определяют направление профессионального развития ребенка еще задолго до его рождения.

Цель такой ревизии - это осознать все влияния и причины тех или иных выборов, касаемых профессионального самоопределения, которые до настоящего момента влияли на ситуацию совершенно бессознательно.

Удивительно, но в процессе этого путешествия в прошлое всплывают совершенно забытые эпизоды, которые, как выясняется, имеют очень серьезное влияние на исследуемую нами сферу. И это касается не только конкретного опыта, связанного с профессиями, т.е. учебой, хобби, профессиями родителей, опытом работы и т.д. Это еще и общие ценностные установки той среды, в которой рос ребенок.

 

К примеру, у женщин, которые рождены послевоенным поколением, часто обнаруживается обесценивание всего, что связано с творчеством, красотой и развлечениями. Общий смысл связан с тем, что есть деятельность ценная, важная и нужная… а есть баловство! Мы предположили, что сильная установка бабушек-дедушек на выживание и восстановление нации во время войны четко распределила профессии по степени важности, закрепив за некоторыми ярлык “легкомысленные”.

Важное значение могут иметь также семейные трагедии, такие как смерть или развод. Мы прекрасно понимаем, что любая потеря оставляет глубокий след в сердце. Но, казалось бы, какая тут связь с профессиональным самоопределением?

Представьте, что до развода отец часто занимался с ребенком тем, что очень увлекало их обоих. Но после расставания родителей мама не в силах справиться с собственной обидой и потерей. Она начинает обесценивать все, что связано с отцом. Ей кажется, что так она справляется лучше. И она действительно справляется, в том числе и с тем, чтобы привить ребенку бессознательное отторжение к той деятельности, в которой он когда-то испытывал счастье.

 А если смерть? В этой ситуации возможно все наоборот - как увековечить горячо любимого человека? Просто памяти и сердца недостаточно. Чтобы наверняка, можно возложить на ребенка ожидания, что он (она) будет как папа \ дедушка \ бабушка. И тем, кто ну очень хочет порадовать маму, проявить заботу о ней, ничего не остается, как достигать многого в том же профессиональном направлении, что и безвременно ушедший близкий.

Есть множество поразительных историй, иллюстрирующих могучие возможности детей, их способность регулировать свою жизнь и принимать серьезные решения ради любимых людей, ради семейного спокойствия, сохранения взаимной связи с самыми близкими. Ради других, в соответствии с их взглядами, ценностями. Но далеко не всегда ради себя, в соответствии со своими особенностями и склонностями.

Самостоятельное исследование “Линия жизни”

Для него вам понадобится бумага (может быть, нестандартного формата, или даже несколько листов, склеенных между собой). Карандаши, ручки, пастель - любой инструмент, которым вы сможете чертить или рисовать. Объекты для обозначений жизненных вех (камушки, пуговицы, кусочки цветной бумаги или ткани).

 Наша задача на листе (листах бумаги) нарисовать свою “Линию Жизни”. Начальной точкой послужит ваше рождение, на теме окончания можете не фиксироваться, но стоит обозначить точку, в которой вы находитесь сейчас.

А теперь я предлагаю вам отправиться в прошлое. Настройтесь на свою линию жизни, на свою историю. Ваши пальчики, как будто это вы в миниатюре, "шагают" по нарисованной линии и «вспоминают» события жизни, которые, на ваш взгляд, оказали влияние на настоящую ситуацию самоопределения. Можете стартовать, начиная с точки рождения, медленно “шагайте”, опираясь на свою память. И  будьте открыты любым возникающим воспоминаниям и эмоциям! У вас нет сейчас задачи анализировать каждый эпизод, ваша задача - выбрать подходящий объект  как олицетворение и расположить его на “линии вашей жизни”.

И это не обязательно те вехи, которые общепринято связаны с профессиональным самоопределением, такие как окончание школы, поступление или окончание вуза, первое рабочее место. Это могут быть любые события, пришедшие вам на ум, и при первом рассмотрении имеющие весьма отдаленное отношение к теме профориентации. Будьте внимательны ко всем сферам вашей жизни: родительская семья, школьная жизнь, работа и студенчество, дружба, ваши хобби, ваша семья и отношения с мужем, дети… и многое другое. Не ограничивайте себя в том, чтобы обозначать все важные события, отношения, навыки, ограничения, которые возникают в процессе вашего продвижения от точки “Рождения” к точке “Сейчас”.

И вот вы находитесь в точке “Сейчас”. Обратите свой взгляд на пройденный путь и на все обозначенные вами вехи. Это важные события вашей жизни, приобретенный и накопленный вами опыт. Он может быть весьма разнообразен, к разным объектам (или событиям) вы можете испытывать разные чувства - как приятные, так и неприятные.

 Сделайте фото своей “Линии жизни”. Подробно опишите каждый из объектов, находящихся на ней. В ваше описание может входить следующее:

1.     Что за событие обозначено.

2.     Какой навык, способность, ограничение я получил в результате.

3.     Как это проявляется в моих попытках профессиональной реализации (куда направляет, что ограничивает, в чем помогает).

 Когда причины и влияния осознаны, тогда можно решить - чем из всего этого вы хотите  пользоваться в будущем, а чем нет.

 Распределите объекты на несколько “кучек”:

1.     То, что я хочу взять с собой в дальнейшую профессиональную реализацию.

2.     То, что я не хочу брать с собой.

 

Второй пункт вы можете разбить на две части:

 

а) То, что я не хочу брать с собой, но пока не могу оставить в прошлом (в этом не будет психологической правды);

б) То, от чего я точно могу отказаться и оставить в прошлом.

 Такая работа дает вам несколько результатов:

1.     Вы четко осознаете свои навыки и ресурсы.

2.     Вы можете провести ревизию и отказаться от каких-то ограничений, которых вы придерживались автоматически.

3.     Вы имеете четко очерченный круг сложностей, которые влияют на ваше профессиональное самоопределение. Теперь вы можете заняться каждой из них вплотную.

 Оглядываясь на свое прошлое, вы “вбираете в себя собственные ресурсы”; проведя ревизию, вы обретаете большую уверенность. Ваша задача - соединиться с опытом, контакт с которым вы потеряли или не осознавали.

Неважно, что из прошлого вы возьмете с собой в будущее, важно, что все это принадлежит вам, все это Вы и ваши бесценные возможности, способности. И в этом контексте даже не очень важно, что когда-то вы приобрели тот или иной навык из-за семейной манипуляции, вследствие трагедии\травмы. Важно, что вы научились, смогли, преодолели. И сейчас у вас есть из чего выбрать.

 В завершение предлагаю вам найти какой-то мешочек, конверт или любую емкость, в которую вы могли бы сложить объекты, олицетворяющие ваши навыки или ограничения. Пусть некоторое время все это будет рядом, так вы сможете перебирать свои богатства, возвращаясь мыслями к своим способностям. Может  быть, вы вспомните еще какие-то забытые способности.

 После подобной работы женщины начинают ощущать свою “значимость”, “компетентность”, они чувствуют больше надежды и решимости смотреть в будущее.

Вместе с участницами группы мы делаем это упражнение несколько иначе. Активно используем тело, ощущения, движение.

Некоторые из телесных метафор, которые возникают в итоге этой работы, - ощущение поддержки за спиной, опора на прошлое, сила и ясность мысли. Это помогает смотреть вперед, в будущее.

 Продолжение следует... 

 Владимирова Мария  

 
След. »