IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Возрастные кризисы
Дмитриевская Мар...
сообщение 5.10.2008, 16:28
Сообщение #1


Городской психолог
*****

Группа: Администраторы
Сообщений: 1225
Регистрация: 22.9.2008
Из: Москва
Пользователь №: 6



Само осознание того, что происходящее имеет название "возрастной кризис", следовательно бывает со многими, следовательно проходит, - порой помогает принять и пережить кризис. А также выйти из него не с опустошением и усталостью, а с новым видением себя в мире и энергией для новых начинаний.
Обсуждаем!

Материалы по теме
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Дарья Энгель
сообщение 14.10.2008, 19:02
Сообщение #2


Городской психолог
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 928
Регистрация: 22.9.2008
Из: Москва
Пользователь №: 8



В предложенном материале говорится о так называемом "кризисе середины жизни".
По моим наблюдениям, через полосу депрессивного переживания себя и своих достижений проходят абсолютно все. И часто люди прибегают к алкоголю, бурным романам, игре как альтернативе той реальности, в которой они живут, и которая их не устраивает. Не случайно на этот возраст выпадает так много разводов.
Но те, кто преодолел эту пору недовольства собой, могут жить не менее насыщенно. Многие, осознав, что половина жизни уже миновала, начинают ярче ощущать ее ценность. Они вдруг вспоминают, что всю жизнь мечтали, например, научиться танцевать, писать или водить самолет, или играть на гитаре, да что угодно! Будет обидно, если все это так и останется в мечтах.
На первый план может выйти то, чему раньше в жизни места и времени как будто не было, сделав дальшейшее существование интересней и осмысленней.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Карлсон
сообщение 15.10.2008, 9:49
Сообщение #3


Почетный горожанин
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 484
Регистрация: 3.10.2008
Пользователь №: 15



"...пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем? Ну, а потом?

Сначала мне казалось, что это так – бесцельные, неуместные вопросы. Мне казалось, что это все известно и что, если я когда и захочу заняться их разрешением, это не будет стоить мне труда, – что теперь только мне некогда этим заниматься, а когда вздумаю, тогда и найду ответы. Но чаще и чаще стали повторяться вопросы, настоятельнее и настоятельнее требовались ответы, и как точки, падая все на одно место, сплотились эти вопросы без ответов в одно черное пятно.

Случилось то, что случается с каждым заболевающим смертельною внутреннею болезнью. Сначала появляются ничтожные признаки недомогания, на которые больной не обращает внимания, потом признаки эти повторяются чаще и чаще и сливаются в одно нераздельное по времени страдание. Страдание растет, и больной не успеет оглянуться, как уже сознает, что то, что он принимал за недомогание, есть то, что для него значительнее всего в мире, что это – смерть.

То же случилось и со мной. Я понял, что это – не случайное недомогание, а что-то очень важное, и что если повторяются все те же вопросы, то надо ответить на них. И я попытался ответить. Вопросы казались такими глупыми, простыми, детскими вопросами. Но только что я тронул их и попытался разрешить, я тотчас же убедился, во-первых, в том, что это не детские и глупые вопросы, а самые важные и глубокие вопросы в жизни, и, во-вторых, в том, что я не могу и не могу, сколько бы я ни думал, разрешить их. Прежде чем заняться самарским имением, воспитанием сына, писанием книги, надо знать, зачем я это буду делать. Пока я не знаю – зачем, я не могу ничего делать. Среди моих мыслей о хозяйстве, которые очень занимали меня в то время, мне вдруг приходил в голову вопрос: "Ну хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии, 300 голов лошадей, а потом?.." И я совершенно опешивал и не знал, что думать дальше. Или, начиная думать о том, как я воспитаю детей, я говорил себе: "Зачем?" Или, рассуждая о том, как народ может достигнуть благосостояния, я вдруг говорил себе: "А мне что за дело?" Или, думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе: "Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, – ну и что ж!.." И я ничего и ничего не мог ответить. Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь, нельзя жить. А ответа нет.

Я почувствовал, что то, на чем я стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить"

Лев Толстой "Исповедь"
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Дарья Энгель
сообщение 16.10.2008, 10:27
Сообщение #4


Городской психолог
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 928
Регистрация: 22.9.2008
Из: Москва
Пользователь №: 8



Цитата(Карлсон @ 15.10.2008, 10:49) *
"...пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем? Ну, а потом? ...

Лев Толстой "Исповедь"

Карлсон, как Вы полагаете, Толстой здесь свой возрастной кризис описывает?
мне кажется, этот кусок текста больше похож на глобальный поиск жизненного смысла вообще...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Карлсон
сообщение 16.10.2008, 12:40
Сообщение #5


Почетный горожанин
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 484
Регистрация: 3.10.2008
Пользователь №: 15



Цитата(Дарья Энгель @ 16.10.2008, 11:27) *
Карлсон, как Вы полагаете, Толстой здесь свой возрастной кризис описывает?
мне кажется, этот кусок текста больше похож на глобальный поиск жизненного смысла вообще...

Я думаю, что он описывал именно свой духовный кризис, просто манера изъясняться у Льва Николаевича была "глоболистская".
Как человек, склонный к обобщениям анализируемого, он и свои размышления облекал в столь "фундаментальный" вид.

Мне эта исповедь вспомнилась, может быть потому что Толстой, на мой взгляд, так и не нашёл ответов. Ну т.е. исследователи обычно пишут, что после подобных размышлениий он нашёл опору в вере. Но, если читать письма Толстого, то создаётся впечатление, что он так и жил с кризисом в душе. Что согласитесь, удручает.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Дарья Энгель
сообщение 16.10.2008, 22:08
Сообщение #6


Городской психолог
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 928
Регистрация: 22.9.2008
Из: Москва
Пользователь №: 8



Цитата(Карлсон @ 16.10.2008, 13:40) *
Мне эта исповедь вспомнилась, может быть потому что Толстой, на мой взгляд, так и не нашёл ответов. Ну т.е. исследователи обычно пишут, что после подобных размышлениий он нашёл опору в вере. Но, если читать письма Толстого, то создаётся впечатление, что он так и жил с кризисом в душе. Что согласитесь, удручает.

Да уж, в кризисе или с кризисом в душе (не знаю, как лучше сказать) жить нелегко. Но, с другой стороны, не было бы кризиса, о чем писать? На мой взгляд, литература может быть крайне полезна в таких случаях. horoshyi.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Карлсон
сообщение 17.10.2008, 7:59
Сообщение #7


Почетный горожанин
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 484
Регистрация: 3.10.2008
Пользователь №: 15



Цитата(Дарья Энгель @ 16.10.2008, 23:08) *
Да уж, в кризисе или с кризисом в душе (не знаю, как лучше сказать) жить нелегко. Но, с другой стороны, не было бы кризиса, о чем писать? На мой взгляд, литература может быть крайне полезна в таких случаях. horoshyi.gif

Вы правы: для писателя это может быть проклятием и счастьем одновременно.
Денис Иванович Фонвизин, утратив способность писать, стал инвалидом в самом буквальном смысле слова - заболел, лишился способности ходить и несколько лет спустя умер.
"Разбитого параличом Фонвизина возили в колясочке, - рассказывает М.Зощенко в книге "Возвращенная молодость", - причём он не раз приказывал своему лакею остановить свою коляску на набережной, около Академии наук, и, когда студенты выходили из университета, Фонвизин махал рукой и кричал им:"Не пишите, молодые люди, не пишите, Вот что сделала со мной литература".

Но для меня, человека, не пишущего, а читающего, было бы лучше, если бы была книга, где чётко было бы расписано, что делать в случае возрастного кризиса (инструкция по преодолению сложного момента жизни). Но пока, увы, рецепта не нашла.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Дарья Энгель
сообщение 19.10.2008, 13:06
Сообщение #8


Городской психолог
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 928
Регистрация: 22.9.2008
Из: Москва
Пользователь №: 8



Цитата(Карлсон @ 17.10.2008, 8:59) *
Но для меня, человека, не пишущего, а читающего, было бы лучше, если бы была книга, где чётко было бы расписано, что делать в случае возрастного кризиса (инструкция по преодолению сложного момента жизни). Но пока, увы, рецепта не нашла.

Вам не попадалась книга Гейл Шихи "Возрастные кризисы"?
Там в предисловии написано "...В ней подробно разбираются различные варианты кризисов взрослых людей..., и пути выхода из них."
Сама я читала эту книгу давно и выборочно, написана, помню, хорошо, но на американских реалиях, потому рецепты не все подойти могут somnenie.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Карлсон
сообщение 19.10.2008, 13:51
Сообщение #9


Почетный горожанин
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 484
Регистрация: 3.10.2008
Пользователь №: 15



Цитата(Дарья Энгель @ 19.10.2008, 14:06) *
Вам не попадалась книга Гейл Шихи "Возрастные кризисы"?

Спасибо за рекомендацию. Книгу можно почитать здесь http://psylib.org.ua/books/sheeh01/ Очень любопытно.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Ланка_*
сообщение 1.12.2008, 12:55
Сообщение #10





Гости






А я считаю, что к возрастным кризисам человека подталкивает общество. Как в общем-то и ко многому другому. Я как-то уже высказывала эту мысль. Мы рождаемся, растем, познаем мир, и в определенное время по мнению общества должны совершить то-то и то-то. В 2-3 года пойти в сад, в 7 лет - в школу, в 17 - в институт. После окончания ( плюс/минус) выйти замуж/жениться. Родить детей до 40 лет и т.д. И к 40 годам условно мы должны всего достичь - и нормальной работы, и материального достатка и уже подросших детей...и вот тогда у нас по плану - кризис. Который неизбежен, ибо мы пришли к черте, мы добрались до того общественного идеала, до той ступеньки общественной лестницы, когда уже нужное по мнению общества совершено. И на нас накатывает волна удушья, волна сомнений и т.д. Я думаю, что, если не внимать всем этим установкам, то и кризиса не будет, а,если и будет, то вполне возможно по совсем другой причине. Например, есть взгляд - что мы рождаемся с одинаково полноценными полушариями. В момент рождения наше правое полушарие сразу начинает работать, развиваться. Если ребенок растет в нормальных условиях, в гармоничных условиях, то давление общества, вынуждающего пользоваться лишь левым, рассудочным, логическим полушарием, не слишком сильно на него влияет. А,если же условия не благоприятствуют полноценному развитию, то с рождения и всю жизнь человек развивает лишь левое полушарие. А вот, когда он вроде бы выполнил все обязанности, которые на него возложило общество, годам к 40, он вдруг отпускает вожжи, которые сдерживали его развитие, и тут оказывается, что он вполне способен к творчеству, к музыке, к рисованию, к пению и т.д. и т.п. И такой ракурс мне не в пример нравится больше, нежели глупый "кризис среднего возраста", тем более, что возраст возрасту рознь, и один в 20 лет - старичок, а другой - в 70 - молодой и бодрый.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Баутина Екатерин...
сообщение 1.12.2008, 17:06
Сообщение #11


Городской психолог
*****

Группа: Модераторы
Сообщений: 998
Регистрация: 22.9.2008
Из: Люберцы
Пользователь №: 4



Ну конечно общество подталкивает, так вроде человек существо то общественное)

И теория возрастных кризисов собственно была разработана Д. Б. Элькониным как закон чередования, периодичности разных типов деятельности:

за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.

Есть также социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе и еще основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.

Новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" - кризису. Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.
Так, 3 года и 11 лет - кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Ланка_*
сообщение 2.12.2008, 9:58
Сообщение #12





Гости






Цитата
так вроде человек существо то общественное)

С этим можно спорить))) Все зависит от желания самого человека быть этим существом или не быть. Вернее, глобально мы все равно зависим от общества, но вот степень зависимости напрямую связана с интеллектом самого человека ИМХО.
Именно из-за неразвитого интеллекта девочки-подростки начинают слепо следовать идеалам, предложенным телевидением и рекламой, именно потому, что они все примерно в одно и то же время развили свое мышление и не вышли из массы они и завидуют наряду подружки и ее богатому другу.
Именно из-за этого стремления не быть хуже всех происходит масса личностных драм. Не в то время вышла замуж или все вышли, а она еще нет. У всех уже есть квартира, а у нее/него еще нет. Это все навязанные, внешние причины, от которых просто необходимо избавляться и желательно конечно первоначально уметь видеть, что в тебе навязанное, а что твое.)))
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_koe-kto_*
сообщение 2.12.2008, 14:08
Сообщение #13





Гости






Цитата(Баутина Екатерина @ 1.12.2008, 18:06) *
1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.


Кхе-кхе)))hihi.gif

В 1 год - кризис мировоззрения? Это сильнО)) Ну допустим (если брать мир вещей).

А что же такого кризисного происходит с миром вещей у 7-летнего ребенка? ulibka.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Дарья Энгель
сообщение 2.12.2008, 21:43
Сообщение #14


Городской психолог
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 928
Регистрация: 22.9.2008
Из: Москва
Пользователь №: 8



Цитата(koe-kto @ 2.12.2008, 14:08) *
...А что же такого кризисного происходит с миром вещей у 7-летнего ребенка? ulibka.gif

В 7 лет мир ребенка меняется. Он прощается с детским садом и, в некотором смысле, с беззаботным детством.
С началом школьной жизни он перестает быть "маленьким" и становится "взрослым". И чтобы быть успешным на этой ступеньке развития, он должен многое уметь: выдерживать нагрузки школы и ее новые требования, самостоятельно строить отношения со сверстниками и учителями. И отношения между ним и родителями также меняются.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_koe-kto_*
сообщение 3.12.2008, 10:02
Сообщение #15





Гости






Даша! Это все понятно. Только у Кати был упор на "мир вещей". Я, очевидно, неправильно поняла, восприняв это в буквальном смысле слова? Если бы было сказано "Мир отношений", я бы не прицепилась)))
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Баутина Екатерин...
сообщение 3.12.2008, 12:02
Сообщение #16


Городской психолог
*****

Группа: Модераторы
Сообщений: 998
Регистрация: 22.9.2008
Из: Люберцы
Пользователь №: 4



Света, я проиллюстрирую то, что написала выше, действительно не так все очевидно, как мне показалось))
Мировоззрение - слово, которое мы обычно связываем со взрослыми людьми, и не очень вроде к ребенку подходит, но... он же тоже формирует свои представления о мире, причем с младенчества, только для ребенка не так все сложно: мир понятен и прост, если есть рядом мать, может покормить, поиграть... Чем старше становится ребенок, тем взгляды его на мир усложняются...

Чередование же мира вещей (предметов) и мира отношений происходит так:

от 0 до 1 года ребенок живет в тесном заимодействии с матерью, он заключен с ней в одно целое - мир отношений

но: к концу первого года ребенок уже может ходить самостоятельно, формируются зачатки речи, накапливается опыт действия с предметами

- как следствие - кризис мировоззрения и переход на в другую стадию

1-3 года ребенок учится управлять своим телом, взаимодействовать с предметами, а взрослый человек посредник по большей части - он обучает ребенка, КАК с предметами можно действовать: бросать, рисовать, складывать и т.п. - мир вещей

но: у ребенка по поводу предметной деятельности складываются определенные отношения: ребенок учится у взрослого выражению различных эмоций, взаимодействует с ним, намеренно вызывает определенное отношение к себе по поводу своих действий, основым становится личное действие и сознание "я сам"

- как следствие - кризис отношений, кризис "Я сам" и переход в другую стадию.

3-7 лет - ребенок учиться взаимодействовать со взрослым, учиться управлять эмоциями, кроме того, ребенок идет в сад и приобретает важный опыт отношений со сверстниками - мир отношений

но:самое большое место в жизни ребенка в качестве деятельности занимает игра (т.е. тоже действия с предметами, ролевая игра) и продуктивная деятельность (рисование, лепка, обучение всякого рода)

- как следствие кризис мировоззрения и переход в другую стадию

7-11 - ребенок учится, создается "внутренняя позиция школьника", предполагающая формирование у ребенка ориентации на социально значимую деятельность - мир вещей

но: также ребенок ждет оценки со стороны взрослого - сначала по поводу своей учебы, затем все активнее начинает выяснять для себя возможные границы своих действий, через взаимодействие узнавать себя

- как следствие кризис отношений

Конечно это лишь теория, и в чистом виде все равно не возможно четко разграничить отношения с людьми и действия в мире вещей))
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Ланка_*
сообщение 3.12.2008, 12:18
Сообщение #17





Гости






Вот насчет последней фразы - нельзя не согласиться)))
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Владимирова Мари...
сообщение 4.12.2008, 20:55
Сообщение #18


Городской психолог
*****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 2301
Регистрация: 22.9.2008
Из: Москва
Пользователь №: 3



Вот какие мысли у меня родились:

Цитирую пост Ланки, в ответ на идею Кати об общественной природе человека

Цитата
С этим можно спорить))) Все зависит от желания самого человека быть этим существом или не быть. Вернее, глобально мы все равно зависим от общества, но вот степень зависимости напрямую связана с интеллектом самого человека ИМХО.


Ланка - степень зависимости от социальных законов (в их биологическом понимании) не совсем в компетенции интеллекта smushemie.gif. За социальное поведение отвечает такая структура мозга как - Лимбическая система. Она более древняя чем Кора (это там где интеллект). Эта часть мозга (ЛС) отвечает за эмоции и социальное поведение как у нас, так и у других млекопитающих.

На самом деле с этим сложно спорить (с социальной природой человека), и речь здесь не о том, подталкивает общество человека к кризису или нет. А в том, что человек вне общества существовать не может. Как и многие другие социальные млекопитающие (приматы, копытные и прочие) человек имеет некоторые формы поведения, которые автоматически причисляют его к данной группе: сигнальная или коммуникативная система (речь), территориальность, иерархичность и прочая.

Основываясь на вышесказанном мной, человека не может миновать участие в обществе - следовательно он должен жить по его законам. Некоторые из них весьма искусственны, я согласна - например, смотрю сейчас на программу общеобразовательной школы и общую истерию родителей на предмет "хорошего образования" для детей, и страшно становится. Где тут не происходить кризисам, когда от ребенка хотят больше чем он может?
______

Но все же - теория ведущей деятельности, о которой писала Катя - возникла не на пустом месте, а в результате длительных экспериментов и наблюдения за детьми. Которые в разное время осваивают разные навыки. Безусловно переход от одной ведущей деятельности к другой будет кризисным для ребенка.

Кстати это подтверждают и исследования в таком направлении как Бодинамика, где развитие делится на некоторое количество этапов, в каждый из которых ребенок осваивает: психологический навык, физический навык - на уровне функционирования мышцы. Против них не пойдешь, т.к. они основаны именно на физиологических экспериментах и наблюдениях.

И еще одно, давайте не будем забывать - что тело это тоже источник серьезных изменений - активный период роста, половая зрелость, беременность, увядание и болезни - это тоже важнейшие причины для личностного кризиса... И вот в них общество сложно обвинить. Если только оно не начинает умалчивать и игнорировать их.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Владимирова Мари...
сообщение 4.12.2008, 21:57
Сообщение #19


Городской психолог
*****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 2301
Регистрация: 22.9.2008
Из: Москва
Пользователь №: 3



В контексте нашего обсуждения вспомнилась мне просто уникальная книга (к сожалению и в смысле ее редкости) Маргарет Мид "Культура и мир детства". В свое время она на меня произвела неизгладимое впечатление. Т.к. автор описала свои исследования моделей воспитания детей, которые она проводила во время этнографических экспедиций в туземные племена. Очень рекомендую эту книгу для чтения - если найдете в электронном виде, обязательно дайте знать.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Дарья Энгель
сообщение 4.12.2008, 23:38
Сообщение #20


Городской психолог
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 928
Регистрация: 22.9.2008
Из: Москва
Пользователь №: 8



Считается, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически делится на возрастные эпохи. Их выделяют три: детство — зрелость — старость. Между эпохами есть границы. Например, понятно, что на границе детства и зрелости находится подростковый возраст, знаменуемый подростковым кризисом. Здесь решаются задачи идентификации и поиск своего места в мире.
Сложнее представить границу между зрелостью и старостью. Получается, что этой границей и является кризис середины жизни? Здесь идет проверка - то ли место, те ли ценности и подобное.
А за сим - кризис старости? И когда его ждать?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 21.2.2018, 16:36
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Женская социальная сеть myJulia